Анализ состояния образовательного процесса
Образовательная программа МБОУ Базинская СОШ разработана в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа определяет содержание образования, характеризует цели, специфику содержания образования, особенности учебно-воспитательного процесса школы. Миссия школы состоит в создании комфортного образовательного пространства школы, позволяющего обеспечить личностный рост обучающегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Педагогический коллектив строит свою работу в соответствии с темой школы: «Внедрение новых методик преподавания в целях развития познавательного интереса и формирование прочных навыков правильного поведения ».
Приоритетные направления в образовательной политики школы:
- Развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования.
- Развитие творческих способностей обучающихся, обеспечение эффективного участия в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.
- Создание творческой среды, обеспечивающей самореализацию талантливых обучающихся , и способствующей развитию каждого обучающегося на уровне его одаренности.
- Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
- Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования.
Цель программы: создание условий для успешного обучения школьников благодаря их личностному, ценностно-смысловому развитию.
Для достижения поставленных целей программа предусматривает:
- создать систему обучения, обеспечивающую развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями;
- разработать комплекс мер по повышению качества образования обучающихся;
-создать благоприятные условия для разностороннего развития личности и индивидуальности каждого ребёнка;
- формировать духовные, нравственные ценности, правовую культуру обучающихся;
- усилить педагогическое взаимодействие школы и семьи.
Программа строится на принципах:
- индивидуально-личностного подхода
- демократизации
- социализации личности
Содержание образовательного процесса
Образовательный процесс в МБОУ Базинская СОШ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Формы организации деятельности различны для каждого участника образовательного процесса:
- для педагогов:
педагогические советы, мастер-классы, обучающие и практические семинары, консультации;
- для обучающихся:
основная форма организации учебной деятельности – урок (традиционный урок, урок – игра, урок – конкурс, урок-соревнование, урок – зачет и т.п.), индивидуальные консультации, диагностики, участие в предметных олимпиадах, конкурсах;
- для родителей: собрания, круглые столы, беседы, лектории, консультации, совместные мероприятия.
Одним из направлений в работе с педагогическим коллективом является изучение и внедрение в практику постоянного использования эффективных образовательных технологий. Используемые учителями школы формы обучения и педагогические технологии ориентированы на диференцированное обучение, развивающее обучение, обучение с использованием ИКТ, педагогику сотрудничества, организацию проектной и исследовательской деятельности, применение здоровье сберегающих технологий. Применение в учебно-воспитательном процессе данных технологий позволяет полнее раскрывать потенциал каждого ребёнка, развивать его индивидуальные способности.
В соответствии с нормативно- правовыми документами, регламентирующими деятельность общеобразовательных учреждений, для оценивания результатов освоения обучающимися образовательных программ используется:
-для обучающихся 1-х классов – безоценочное обучение,
-для обучающихся 2-11 –х классов – пятибальная система.
Для обучающихся 9-х классов, осваивающих программы элективных учебных предметов предпрофильной подготовки, предусматривается система оценивания через «зачет»
Промежуточная аттестация обучающихся 2-8 классов проводится на основании Положения о промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Базинская СОШ.
Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся варьируется от уровня к уровню обучения:
1 класс – год
- для 1 и 2 уровней – четверть, год
- для 3 уровня – полугодие, год
Промежуточная аттестация проводится по итогам четверти/полугодия /года в формах:
- итоговая контрольная работа;
- тестирование в формате ОГЭ;
- зачет (элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки);
Мониторинг образовательной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
- качество знаний;
- уровень воспитанности, развития школьников;
- здоровье обучающихся;
- работа с родителями и общественностью.
Методы сбора информации о качестве образования и периодичность их применения.
Текущая аттестация:
- поурочное, почетвертное (полугодовое) оценивание результатов учебы; тесты; контрольные работы, срезы; зачеты; защита проектов
Промежуточная аттестация:
- тестирование, экзамены, зачеты, контрольные работы.
Государственная итоговая аттестация:
- экзамены (в форме ОГЭ)
Обеспечение безопасности участников образовательного процесса
Формирование навыков безопасности осуществляется через уроки ОБЖ, классные часы, беседы и тренинги. В каждом учебном кабинете есть инструкция по охране труда и технике безопасности. На уроках физической культуры, физики, химии, технологии, информатики учителя проводят инструктаж с обучающимися перед проведением практических занятий.
Школа оборудована пожарной сигнализацией и системой видеонаблюдения. Регулярно проводятся занятия по отработке практических навыков на случай экстренной эвакуации.
Вопросы безопасности всех участников образовательного процесса, охраны труда регулярно рассматриваются на совещаниях педагогического коллектива, совета учреждения, административных планерках, общем собрании коллектива школы.
Состояние здоровья обучающихся
Сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса – одно из основных направлений работы школы. Созданы оптимальные медико-социальные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся и педагогических работников.
Школа работает в одну смену. Расписание уроков составлено оптимально, в соответствии с СанПиН. Режим обучения согласован с Управлением Роспотребнадзора по РХ. С целью предотвращения учебных перегрузок предусмотрены перемены продолжительностью по 20 минут (в начальной школе) и 20-минутный перерыв в средней школе. Таким образом, умственная деятельность чередуется с активным отдыхом.
Педагоги в своей работе используют здоровьесберегающие технологии. Оснащение медицинского и процедурного кабинетов соответствует СанПиН.
Функционируют школьные столовые. Горячим питанием и буфетной продукцией обеспечены все обучающиеся и работники школы. В летнее время традиционно организуется лагерь дневного пребывания, где ребята отдыхают и получают полноценное 3-х разовое питание.
На всех уровнях обучения проводятся мероприятия по сохранению здоровья школьников. Мероприятия включают в себя просветительскую работу среди учеников и их родителей о важности ЗОЖ, ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, соблюдения правил правильного питания, спортивно-массовые мероприятия: игры на воздухе, лыжные прогулки. Традиционно проводится игра «Папа, мамам, я – спортивная семья» среди обучающихся и родителей 1-8 классов..
Целенаправленно ведется просветительская работа по формированию здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей. Школа осуществляет социальное партнерство с детской поликлиникой. Специалисты поликлиники регулярно проводят занятия с обучающимися и лекции для родителей.
В школе сложилась система работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. Школьники ежегодно проходят медицинские осмотры.
По результатам медицинских осмотров дети получают направления к врачам-специалистам.
Забота о соблюдении прав обучающихся, родителей и сотрудников учреждения
В школе заключен коллективный договор между работниками и работодателем, приняты и соблюдаются должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка.
В целях обеспечения равного доступа к качественному образованию всех категорий обучающихся в соответствии с возможностями, образовательными запросами и потребностями учеников и их родителей, достижения качественных результатов в области обучения, развития, воспитания и здоровьесбережения способствует образовательная политика школы: выбор технологий, программ, особенности построения образовательного процесса, учебный план, система дополнительного образования, организуемые пространства и сферы деятельности.